Здание гостиницы «Смоленск»

Здание гостиницы во многом определяет архитектурный облик окружающего пространства, являясь наиболее высоким, масштабным и выразительным памятником архитектуры в этом месте, несмотря на соседство поблизости одного из участков Смоленской крепостной стены.

Знаковую роль здание гостиницы «Смоленск» сыграло в годы Великой Отечественной войны и оккупации города в 1941-43-м годах. Фашисты устроили в одном из самых больших и роскошных строений города Дом германской армии. Здесь находились ресторан, офицерское общежитие, казино и даже публичный дом. Гостиница чудом уцелела во время боев за освобождение Смоленска, разрушенного к тому времени более чем на 80%. Мало того, она стала символом освобождения города и является им до сих пор. Именно на здании гостиницы «Смоленск» 25 сентября 1943 года воин 331-й стрелковой дивизии капитан Прокопий Клепач водрузил красное знамя, возвестившее об освобождении города от врага. С тех пор эта дата ежегодно празднуется в Смоленске, как День города, а  гостиница «Смоленск» является неизменным атрибутом празднований и символом освобождения, ровно как и одним из символов Победы нашего народа во всей Великой Отечественной войне.

Именно благодаря своей знаковой роли здание гостиницы принято под государственную охрану еще в 1947-м году и является памятником истории и культуры федерального значения.

Гостиницу «Смоленск» восстанавили после окончания войны одной из первых, и до начала 2000-х годов она верно служила городу в качестве временного пристанища для его гостей. На момент 2013 года строение находится не в лучшем состоянии и нуждается в серьезном капитальном ремонте, которого и ожидает, будучи официально переданным в ведение Арбитражного суда РФ.

Само по себе здание гостиницы «Смоленск» является ярчайшим памятником парадной советской архитектуры 1930-50-х годов, выполненным в неоклассическом стиле («сталинский ампир»). Характерно для данного стилистического направления и цветовое решение гостиницы, выполненное в бежевых тонах. Здание состоит из двух корпусов (пяти и шестиэтажного), сходящихся под прямым углом со стороны улиц Глинки и Большой Советской. Угловая, выдвинутая вперед, кубическая часть здания и является основным архитектурным массивом, в котором расположен главный вход. Фасад большого центрального куба гостиницы разделен по вертикали двумя ризалитами с крупными карнизами. Входной тамбур сильно выступает вперед, и на нем располагается большой балкон с парапетом. Вход по обеим сторонам фасада оторочен сдвоенными полуколоннами и нишами между ними. Особую парадность всей композиции здания придает высокий, в четыре этажа, антовый портик со сдвоенными колоннами, помещенный между ризалитами, на карнизах которых видны две массивные скульптуры мирных советских тружеников. Все здание венчает массивная пирамидальная башня, окруженная колоннами. Левая часть главного фасада так же отмечена пилястровым портиком высотой в три этажа.  В остальном все фасады, прорезанные одинаковыми прямоугольными окнами и имеющие несколько рядов балконов, решены достаточно скромно и почти не имеют внешнего декора.

Внутри здания гостиницы на первом этаже располагался вместительный вестибюль с входами в административные помещения и большой парадной лестницей. Холлы этажей продолжались длинными коридорами с одно и двухместными номерами по обе стороны.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.